Статья: Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения в начальной школе Все новости
26января
Включение проектной деятельности как способ формирования коммуникативных УУД у первоклассников на примере проекта «Сказка за сказкой». Авторы статьи - Марина Александровна Шуванова и Марина Александровна Сазонова, педагоги начальных классов гимназии № 5 г. Перми.

Одной из наиболее эффективных форм индивидуализации обучения детей в начальной школе является проектная деятельность, которая направлена на включение ребенка в активную исследовательскую, экспериментальную и творческую деятельность.

Проектная деятельность в школе на уроках и во внеурочной работе используется многими учителями. Главная идея – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы. 

Проектная деятельность является одним из способов формирования коммуникативных УУД. В начальной школе под коммуникацией понимается не только общение и взаимодействие между обучающимися. Это направление включает в себя и работу по развитию речи, которая предусматривает количественное и качественное обогащение словарного запаса детей, развитие связной устной и письменной речи. Результатами проектной деятельности могут быть: альбомы, газеты, коллекции, сборники, справочники, сувениры, учебные пособия, фотоальбомы и многое другое. 

Работа над проектом должна приносить детям радость. Очень важна поддержка со стороны взрослых. Учитель в проектной деятельности учащихся является помощником и наставником. Проектное обучение позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждает детей к фантазии, развивает навыки экспрессивной речи, способствует повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

В настоящее время в школу приходят дети, которые умеют читать. Для того чтобы разнообразить букварный период в обучении грамоте, мы реализуем проект «Сказка за сказкой».

Цель проекта: развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей.

Задачи:
  1. создать условия для активизации потребности у детей придумывать, сочинять, фантазировать, творить, используя (опираясь на) знания о звуках и буквах;
  2. систематизировать творческие материалы, подготовить для издания сборника сказок.
Проектная деятельность «Сказка за сказкой» в 1 классе велась в течение всего времени изучения букв и звуков. Поскольку это длительный период, то систематически организовывались промежуточные мини-презентации, творческие выступления, оказывалась конкретная помощь учащимся. Большая роль в данном проекте отводится и родителям, которые также заинтересованы в этом виде деятельности, оказывюат помощь ребенку, радуются результату.

В первом классе мы фантазировали, творили, сочиняли сказки о буквах. Только ли о буквах? Это были сказки о дружбе и взаимопомощи, о смелости и находчивости, об отзывчивости и ответственности, о внимательности и красоте, нежности и любви, об умении преодолевать трудности и не падать духом в самых сложных ситуациях…

Предлагаем вместе с нами поучаствовать в нашем мини-проекте. Начинаем с самого простого, сочиняем сказки вместе.

Работа в группах
Задание 1. «Узнай букву»

Жила-была буква ____. Она очень любила ходить в своем широком платье с красивым пояском. Однажды, гуляя по лесу и пробираясь сквозь заросли малинника, она потеряла свой замечательный поясок и даже не заметила пропажу. Когда буква ____ вернулась в свой сказочный дом, то очень удивилась, что жители алфавита называют её совсем другим именем. Хорошо, что бодрая и быстрая соседка буквы ____ нашла этот чудесный поясок и вернула хозяйке. Так в алфавите был наведён порядок, и каждая буква встала на своё законное место!

А вот другой вариант. Продолжи сказку:
Жила-была буква П. И жила она на большом пиратском корабле. Однажды пираты и буква П отправились в кругосветное путешествие…

Задание 2. «Продолжи сказку»

А) Каждой группе предлагается продолжить сказку по заданным началу, середине или концу.
Б) Представление результатов работы групп.

В данный момент уже вышло 6 сборников сказок. Такая Книга сказок, пожалуй, самый ценный экземпляр не только классной, но и домашней библиотеки. Каждый автор сказки получает ее в подарок.

Приведем примеры творческих заданий, которые мы также используем во время работы над проектом «Сказка за сказкой»:
  • Представление «Театра живых букв»
  • Викторина «Знатоки алфавита»
  • Придумывание своих необычных азбук: азбука растений, азбуки имён
  • Создание «секретной» азбуки, передача с её помощью сообщений
Задание 3. «Расшифруй фразу»

Каждая группа получает свой шифр, с помощью которого расшифровывает фразу. В результате должно получиться высказывание Конфуция.

Скажи мне — и я забуду, 

покажи мне — и я запомню, 

дай мне сделать — и я пойму. 

  • творческая работа над сочинением сказок продолжается и дальше: например, в сказке про капусту надо придумать её продолжение;
  • постановка спектакля «Новые приключения Конька-Горбунка» (на основе детских сказок);
  • создание мультфильма по собственной сказке и др.
Сочиняя сказки, ребенок получает первый творческий опыт в открытии огромного мира слова, чувствует себя ТВОРЦОМ!