Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Каждый ребёнок уже уникален тем, что он есть. Уникальность субъективную можно приобрести при рождении, а уникальность общественную – став гражданином, полноценным членом общества.
Потребность общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределённости, множественности выбора, совершенствования накопленных обществом знаний постоянно возрастает, так как без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.
Сегодня государственные документы подчеркивают в качестве приоритетов российского образования его развивающий характер и личностную ориентацию. Мы на государственном уровне отказались от образовательной репродуктивной парадигмы «запомни и повтори». А вместе с ней – и от восприятия ученика в качестве пассивного объекта.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».
Какие факторы определяют возможность целенаправленного личностного развития в процессе обучения? Это, прежде всего, алгоритм деятельности учителя, его личностные и профессиональные качества; используемые учебники и пособия; формы и методы организации классно-урочной и внеурочной деятельности; образовательная среда класса и школы в целом.
Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить задачи обучения:
- не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации;
- подготовить обучающихся к умению работать в команде, воплощать в жизнь научно-технические решения, творчески овладев выбранной специальностью.
На основании вышеизложенного актуальным становится правильная организация обучения в начальных классах, которая способствует развитию творческих способностей, внимания, памяти, воображения, речи; повышению мотивации учебной деятельности; формированию познавательных универсальных учебных действий и личностной позиции младших школьников. Личностный подход заставляет переосмысливать изменение структуры урока, а также форм его организации. Урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Постепенно фронтальная работа со всем классом переходит в комбинацию ее с работой малыми группами и индивидуальной.
Л. С. Выготский в книге «Педагогическая психология», говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим.
Я, стараясь идти «в ногу со временем», ежедневно задумываюсь о том, как построить процесс обучения, чтобы он стал привлекательным для обучающихся, приносил удовлетворение, обеспечивал их самореализацию, чтобы каждый ребенок продвинулся в развитии, как творческая личность. Приходится учитывать уровень подготовленности класса, социальный состав семей, ситуации на уроке, настроение. Поиск более удачных педагогических решений эффективности учебно-воспитательного процесса, развития личности привел меня к необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе через проблемное обучение посредством использования ТРИЗ.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Реализация системы творческих заданий полностью в рамках учебных дисциплин начальной школы невозможна. Недостаточное количество творческих заданий, содержащих противоречия, недостаток времени на освоение методов организации творческой деятельности учащихся можно компенсировать занятиями внеурочной деятельности.
Пример 1.
Поскольку ТРИЗ – это наука о системах, а она строится на противоречиях, следует говорить в первую очередь о них.
Опираясь в своей работе на курс «Уроки творчества», разработанный Тереховой Г. В., формируем представление о противоречии как признаке системы, используя задания типа:
Подчеркните верный ответ на вопрос (на выполнение 1 минута)
- Все рыбы плавают - да/нет
- Отец всегда старше ребёнка - да/нет
- У всех деревьев есть листья - да/нет
- Железо тонет - да/нет
- Днём всегда светло - да/нет
- Если закаляться, то не заболеешь - да/нет
- Арбуз больше, чем яблоко - да/нет
- Нельзя перейти реку, не замочив ноги - да/нет
- Машина всегда перегонит человека - да/нет
- Если много читать, станешь умнее - да/нет
Обучающиеся приходят к выводу: все системы противоречивы, противоречие зависит от конкретной ситуации.
Пример 2. Занятие внеурочной деятельности ТРИЗ в 3-ем классе
- Тема: «Экологическая безопасность»
- Постановка проблемы: «Что такое глобальный экологический кризис? Когда возникает? Как обезопасить планету?»
- Поиск решений (работа в группах): изучение информации, назначение «информаторов», логическое представление найденной нужной информации.
Дополняется информация индивидуальной презентацией научно- исследовательской деятельности «Любимая среда обитания инфузории - туфельки»
4.Решение творческой задачи «Хитрый приём»
Заметка в техническом журнале: «Засорение атмосферного воздуха отходами промышленных предприятий превратилось в проблему. Запретительные постановления властей выполняются плохо, ибо установка надежных фильтров обходится весьма дорого. Не помогает и угроза больших штрафов: обнаружить, какая именно труба является источником загрязнений, особенно если они бесцветны, практически невозможно. Чтобы поймать нерадивых промышленников, американские инженеры, следящие за чистотой воздуха, применили хитрый прием. Какой?»
5. Выводы детей:
Алгоритм: Техническое творчество + экология = благоприятная окружающая среда!
Пример 3. Урок окружающего мира во 2 классе «Про воздух»
Уметь проводить учебные опыты в группах, обобщать и делать выводы, записывать в листы наблюдения.
Опыт № 1. Обнаружение воздуха.
Цель: увидеть, что воздух занимает место.
Технологический процесс: какими способами можно доказать, что воздух не пустое место?
- Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым. Почему? Потому что внутри пакета находится воздух.
- Опустить в банку с водой пустую бутылку, из неё пойдут пузырьки. Что это? Это воздух.
- Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.
Свойство воздуха | Действия | Результат наблюдения |
Обнаружение воздуха | Машем веером, набираем в шприц | Воздух повсюду |
Опыт №2. Состав воздуха.
Цель: узнать из чего состоит воздух.
Технологический процесс: какими способами можно доказать, что воздух имеет в составе разные примеси? Одна свеча горит на открытом воздухе, а другую закрыли стаканом. Что наблюдаем? Возникновение проблемы: почему одна свеча горит, а другая – нет?
Проблемное обучение – альтернатива для самообразования, так как это противоречия между познавательными задачами и уровнем знаний, умений ученика.
Деятельность обучающегося – это логический поиск решения проблемы.
ТРИЗ, развиваясь независимо от формирования теории проблемного обучения, предлагает этапы поиска идеального конечного результата и решает следующие задачи:
- для решения сложной проблемы надо проанализировать множество различных вариантов, но это трудоемко и неэффективно;
- необходимо обеспечить нахождение сильного решения без трудоемкого анализа большого количества вариантов.
Использование принципов технологии ТРИЗ – это:
- снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
- гуманистический характер обучения;
- формирование нестандартного образа мышления;
- практико-ориентированное внедрение идей.
Обучающийся, овладев этапами ТРИЗ, решая проблемные задачи, может увидеть для себя перспективы:
- приобретенное чувство уверенности, что решишь практически любую задачу; способность генерировать неожиданные идеи;
- привлекательность для окружающих, которая «вытекает» из острого ума, находчивости, успеха.
Значит, мы пришли к тому, чего добивались первоначально: сформировали у обучающегося способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации; подготовили его к умению работать в команде, воплощать в жизнь научно-технические решения с творческим подходом к делу.