Как и большинство учителей являюсь не только педагогом, но и классным руководителем. На сегодняшний день, имею два выпуска в 2009 года и 2014 года. Посредством разработанной программы развития класса реализую основные принципы и подходы в воспитательной деятельности, сложившиеся в гимназии.
Суть моей деятельности как классного руководителя – встать рядом, помочь, вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путем. Выделяю три составляющие своей деятельности: защита, помощь, педагогическая поддержка и сопровождение.
Работая с классным коллективом с 7-го по 11 класс, понимала, что с возрастом (к 11 классу) ребенок все меньше нуждается в защите, а больше – в поддержке и сопровождении. Роль учителя как сопровождающего хорошо обеспечивается применением проектной технологии. Поэтому проектная технология востребована мной не только в учебном, но и в воспитательном процессе. Рассматривая «проектирование» в воспитании следует отметить, что всю деятельность воспитанников колонии в 30 – 40 годах прошлого века А. С. Макаренко проектировал вместе с детьми – дети были главными проектировщиками, организаторами и контролёрами всех своих дел.
Проектные умения в воспитательной деятельности тесно связаны с организаторскими умениями (регулятивные универсальные учебные действия). Организаторская деятельность классного руководителя предполагает умение вовлекать учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности.
Коллективная деятельность
Проектную технологию использую при подготовке и проведении классного, общешкольного мероприятий. Работу с учащимися выстраиваю по следующему алгоритму:
- Разработка коллективного проекта
- Выделение подпроектов и проектных групп
- Разработка учащимися подпроектов
- Совместное обсуждение подпроекта и продукта его реализации
- Самостоятельная реализация проекта учащимися
- Анализ деятельности по подготовке и реализации проекта
Для воспитания чувства ответственности необходимо:
- чаще доверять детям,
- обращаться к ним с просьбой о помощи,
- совместно обсуждать вопросы, направленные на поиск и принятие решения, предоставление школьнику права выбора способов решения, данного ему поручения,
- поощрять за творческий подход в его выполнении.
Индивидуальная деятельность
Проектную технологию использую при разработке программам саморазвития, индивидуальных образовательных программ. Работу с учащимися выстраиваю по следующему алгоритму:
- Выделение приоритетных сфер жизни в ходе тематических занятий
- Создание идеальных моделей с перечнем необходимых умений/компетентностей
- Выделение каждым учащимся собственных дефицитных умений/компетентностей
- Индивидуальное планирование и составление программ саморазвития, ИОП на конкретный период времени
- Реализация индивидуальных программ
Смысл данной работы заключается в том, что каждый учащийся дает задание самому себе и на промежуточных этапах отслеживает собственное продвижение.
Я осознаю, что на уровень овладения проектной культурой выйдут не все учащиеся классного коллектива, но освоить проектные умения и использовать их в повседневной практике могут все. Поэтому задачи «создать условия для включения учащихся в проектную деятельность, дать возможность осознать методологию проектирования, предоставить возможность учащимся получить опыт применения метода проекта в разных сферах своей жизнедеятельности, поставить ребенка в позицию субъекта» я реализовала.
На конструктивный уровень овладения проектными умениями выходят до 88% процентов моих учащихся. Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.
Считаю, что проектная деятельность учащихся как специально организованная деятельность может стать результативным способом достижения важнейших целей как образовательного, так и воспитательного процесса.