Одной из наиболее эффективных форм индивидуализации обучения детей в начальной школе является проектная деятельность, которая направлена на включение ребенка в активную исследовательскую, экспериментальную и творческую деятельность.
Проектная деятельность в школе на уроках и во внеурочной работе используется многими учителями. Главная идея – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы.
Проектная деятельность является одним из способов формирования коммуникативных УУД. В начальной школе под коммуникацией понимается не только общение и взаимодействие между обучающимися. Это направление включает в себя и работу по развитию речи, которая предусматривает количественное и качественное обогащение словарного запаса детей, развитие связной устной и письменной речи. Результатами проектной деятельности могут быть: альбомы, газеты, коллекции, сборники, справочники, сувениры, учебные пособия, фотоальбомы и многое другое.
Работа над проектом должна приносить детям радость. Очень важна поддержка со стороны взрослых. Учитель в проектной деятельности учащихся является помощником и наставником. Проектное обучение позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждает детей к фантазии, развивает навыки экспрессивной речи, способствует повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
В настоящее время в школу приходят дети, которые умеют читать. Для того чтобы разнообразить букварный период в обучении грамоте, мы реализуем проект «Сказка за сказкой».
Цель проекта: развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей.
Задачи:
В первом классе мы фантазировали, творили, сочиняли сказки о буквах. Только ли о буквах? Это были сказки о дружбе и взаимопомощи, о смелости и находчивости, об отзывчивости и ответственности, о внимательности и красоте, нежности и любви, об умении преодолевать трудности и не падать духом в самых сложных ситуациях…
Работа в группах
Задание 1. «Узнай букву»
Жила-была буква ____. Она очень любила ходить в своем широком платье с красивым пояском. Однажды, гуляя по лесу и пробираясь сквозь заросли малинника, она потеряла свой замечательный поясок и даже не заметила пропажу. Когда буква ____ вернулась в свой сказочный дом, то очень удивилась, что жители алфавита называют её совсем другим именем. Хорошо, что бодрая и быстрая соседка буквы ____ нашла этот чудесный поясок и вернула хозяйке. Так в алфавите был наведён порядок, и каждая буква встала на своё законное место!
А вот другой вариант. Продолжи сказку:
Жила-была буква П. И жила она на большом пиратском корабле. Однажды пираты и буква П отправились в кругосветное путешествие…
Цель проекта: развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей.
Задачи:
- создать условия для активизации потребности у детей придумывать, сочинять, фантазировать, творить, используя (опираясь на) знания о звуках и буквах;
- систематизировать творческие материалы, подготовить для издания сборника сказок.
В первом классе мы фантазировали, творили, сочиняли сказки о буквах. Только ли о буквах? Это были сказки о дружбе и взаимопомощи, о смелости и находчивости, об отзывчивости и ответственности, о внимательности и красоте, нежности и любви, об умении преодолевать трудности и не падать духом в самых сложных ситуациях…
Предлагаем вместе с нами поучаствовать в нашем мини-проекте. Начинаем с самого простого, сочиняем сказки вместе.
Задание 1. «Узнай букву»
Жила-была буква ____. Она очень любила ходить в своем широком платье с красивым пояском. Однажды, гуляя по лесу и пробираясь сквозь заросли малинника, она потеряла свой замечательный поясок и даже не заметила пропажу. Когда буква ____ вернулась в свой сказочный дом, то очень удивилась, что жители алфавита называют её совсем другим именем. Хорошо, что бодрая и быстрая соседка буквы ____ нашла этот чудесный поясок и вернула хозяйке. Так в алфавите был наведён порядок, и каждая буква встала на своё законное место!
А вот другой вариант. Продолжи сказку:
Жила-была буква П. И жила она на большом пиратском корабле. Однажды пираты и буква П отправились в кругосветное путешествие…
Задание 2. «Продолжи сказку»
А) Каждой группе предлагается продолжить сказку по заданным началу, середине или концу.
Б) Представление результатов работы групп.
В данный момент уже вышло 6 сборников сказок. Такая Книга сказок, пожалуй, самый ценный экземпляр не только классной, но и домашней библиотеки. Каждый автор сказки получает ее в подарок.
Приведем примеры творческих заданий, которые мы также используем во время работы над проектом «Сказка за сказкой»:
Каждая группа получает свой шифр, с помощью которого расшифровывает фразу. В результате должно получиться высказывание Конфуция.
А) Каждой группе предлагается продолжить сказку по заданным началу, середине или концу.
Б) Представление результатов работы групп.
В данный момент уже вышло 6 сборников сказок. Такая Книга сказок, пожалуй, самый ценный экземпляр не только классной, но и домашней библиотеки. Каждый автор сказки получает ее в подарок.
Приведем примеры творческих заданий, которые мы также используем во время работы над проектом «Сказка за сказкой»:
- Представление «Театра живых букв»
- Викторина «Знатоки алфавита»
- Придумывание своих необычных азбук: азбука растений, азбуки имён
- Создание «секретной» азбуки, передача с её помощью сообщений
Каждая группа получает свой шифр, с помощью которого расшифровывает фразу. В результате должно получиться высказывание Конфуция.
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
- творческая работа над сочинением сказок продолжается и дальше: например, в сказке про капусту надо придумать её продолжение;
- постановка спектакля «Новые приключения Конька-Горбунка» (на основе детских сказок);
- создание мультфильма по собственной сказке и др.
Сочиняя сказки, ребенок получает первый творческий опыт в открытии огромного мира слова, чувствует себя ТВОРЦОМ!